Тольяттинские новости
Портал города Тольятти tolru.ru
Сегодня Завтра Послезавтра
10  10  12 
Курс валют в Тольятти
ЦБ РФ
с 18.05.2024
€ 98.78 -0.12
$ 90.99 +0.07
18 мая 9:43



ОТСЧЕТ
До Нового Года

На ВАЗе наступит капитализм


Команда топ-менеджеров из Renault может существенно со­кратить штат АвтоВАЗа и пересмо­треть всю производственную струк­туру предприятия. Созданное в со­ветские времена по принципу пол­ного самообеспечения, оно может превратиться в сборочное производ­ство, сделав все вспомогательные подразделения самостоятельными бизнес-единицами. Принцип «в од­ни ворота завозим руду, из других выезжает автомобиль» в современ­ном автомобильном мире заведомо обречен на фиаско.
 
Самый обсуждаемый в теме партнерства АвтоВАЗа и Renault вопрос — это то, на­сколько серьезно команда главы Renault-Nissan Карлоса Гона станет реструктуриро­вать архаичную производственную струк­туру автозавода и сколько топ-менеджеров потеряют свои места. Опрошенные «Вре­менем» эксперты сошлись во мнении, что данный процесс заводу жизненно необхо­дим.
 
«Сейчас в России появилось довольно много предприятий, собирающих иномарки. В дан­ных условиях удержаться на рынке без интеграции и коопе­рации бизнеса почти невозмож­но. А для этого требуется введе­ние эффективных западных си­стем управления», - полагает исполнительный директор Са­марской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко.
 
Между тем, считает экс­перт, пока структура управле­ния автогигантом остается ма­лоэффективной. Очень раз­дут штат административно-управленческого персонала. По информации Яковенко, штат одной только главной бухгалтерии насчитывает по­рядка 100 человек. По его мне­нию, в первую очередь, на Ав­тоВАЗе следует сокращать именно административно-управленческий персонал. «Оптимизация его численно­сти позволяет сэкономить от 5 до 20% от суммы расходов на содержание аппарата управ­ления. Это не только заработ­ная плата высвобождаемых сотрудников, но и затраты на содержание помещений, в ко­торых они работают, компью­теры, оргтехнику, канцтова­ры», - считает эксперт.
 
Карлос Гон, который вой­дет в совет директоров Авто­ВАЗа, вместе с двумя вице-президентами Renault — Патри­ком Пелатой и Тьерри Мулонге - известен драконовскими ме­рами в плане сокращения шта­та вверенных ему предприя­тий. Например, в Nissan после прихода «убийцы издержек» была сокращена половина топ-менеджеров. Впрочем, пока Карлос Гон отказывается все­рьез приниматься за оптими­зацию штата АвтоВАЗа. Более того, он заявил, что не считает большие издержки главной бе­дой тольяттинского автозаво­да. «Главная проблема для Ав­тоВАЗа - продуктовый ряд, его привлекательность в средне­срочной и долгосрочной пер­спективе. Заводу нужны новая платформа автомобиля, двига­тель и трансмиссия», - отметил Карлос Гон.
 
Тем не менее, какая-то ре­структуризация АвтоВАЗа не­избежна, - это признают и на самом заводе, и в кругах ана­литиков. Наверное, неслучай­но помимо трех членов сове­та директоров четыре топ-менеджера Renault войдут в правление тольяттинского за­вода, еще до 30 управленцев за­ймут места в его среднем и выс­шем менеджменте.
 
Существуют два основных способа оптимизации числен­ности работающих - прямое со­кращение штатов и аутсорсинг. По информации «Времени», АвтоВАЗ будет сочетать их.
Мнения экспертов о том, ка­кие именно функции целесоо­бразнее отдавать на аутсорсинг, разошлись. Дмитрий Яковенко полагает, что передано может быть, прежде всего, содержа­ние инженерно-технических зданий и сооружений, которых на заводе довольно много. Управление ими требует суще­ственных затрат и отвлечения собственных кадров. То же са­мое касается и сохранившихся на АвтоВАЗе объектов соци­альной сферы, например, чис­лящихся на балансе завода об­щежитий. Управление этими активами могут взять на себя сторонние специализирован­ные организации.
 
По мнению Яковенко, це­лесообразно отдать на аутсорсинг и управление «вазовски­ми» дочерними предприятия­ми. Эксперт подчеркнул, что только за рубежом работает около 80 «дочек» автогиганта. Также, по мнению экспертов, на аутсорсинг могут быть отда­ны отдельные функции, испол­няемые бухгалтерской служ­бой. Яковенко полагает неце­лесообразным отдавать на аут­сорсинг функции, связанные с основной деятельностью пред­приятия.
 
Иного мнения придержи­вается директор компании «МАРКС - маркетинг и кон­салтинг» Роман Васильев. По словам эксперта, правильнее отдать на аутсорсинг, напри­мер, осуществляемое на не­которых участках завода про­изводство автокомпонентов. Возможна, рассуждает он, постепенная реструктуриза­ция и по более жесткому за­падному сценарию. В этом случае компания оставляет в собственном ведении лишь общие управленческие функ­ции, обязательно включаю­щие контроль качества выпу­скаемой продукции, финан­сы, логистику и маркетинг. Все остальные функции пере­даются сторонним организа­циям на аутсорсинг. Васильев сообщил, что по такой схеме работают самарские филиалы некоторых международ­ных компаний. В их штате всего несколько человек, а все необходимые ресурсы в виде техники, персонала, офисных и складских помещений на­ходятся в управлении дистри­бьюторов.
 
Васильев полагает, что по­степенно примерно то же са­мое можно осуществить и на АвтоВАЗе. Отдельные вспо­могательные производства, например, могут быть преоб­разованы в самостоятельные предприятия - новые юридиче­ские лица. Некоторые функции могут взять на себя и постав­щики АвтоВАЗа. При исполь­зовании подобной схемы чис­ленность работающих на Авто­ВАЗе может сократиться в не­сколько раз. Соответственно, существенно снизятся издерж­ки производства.
 
Однако, по мнению Рома­на Васильева, при использо­вании этой модели реструк­туризации АвтоВАЗ может столкнуться с рядом проблем, в том числе касающихся кон­троля качества выпускаемой продукции. К тому же нель­зя забывать и о том, что мас­совые сокращения на Авто­ВАЗе могут привести к со­циальному коллапсу в горо­де, где автозавод — главное предприятие.
 
Владимир АРТЯКОВ,
губернатор Самарской области
- Когда я сам пришел на АвтоВАЗ на пост председателя совета директоров, я был поражен тем, как много на за­воде структур, созданных исключительно для обслужива­ния самого предприятия. Иностранные автопроизводители давно уже так не работают. Международные автоконцер­ны, например, активно используют аутсорсинг, который
давно пора использовать на АвтоВАЗе.
 
Петр ЗОЛОТАРЕВ,
лидер независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство»:
- Структура АвтоВАЗа, скорее всего, претерпит изме­нения. Однако я считаю, что отказ от непрофильных активов, в том числе объектов социальной сферы, и со­кращение числа работников связаны с риском потерять молодые кадры. Посмотрите, какие сейчас зарплаты у рабочих, инженерного состава - в пределах 10 тысяч рублей. Это очень мало. Социальная сфера ВАЗа немного помогала решить эту проблему. К примеру, рабочий мог получить путевку в дом отдыха или, отдавая ребенка в садик, платить лишь 800 рублей, в то время как человек не с ВАЗа должен был вносить 2200. Это было существенным подспорьем. Уверен, что молодежь не будет задерживаться на предпри­ятии, а пойдет искать другую работу. При этом большинство из молодых сотрудников ВАЗа получали образование при финансовой поддержке за­вода, но теперь эти средства оказываются выброшенными на ветер, ведь никакой возможности заставить молодежь работать за нищенскую зар­плату и без соцпакета нет.
 
Сергей СТОЛЯРОВ, Денис КВАСОВ, «Время»

   11.03.2008

Новости бизнеса
СБЕР ЕАПТЕКА теперь работает в Тольятти СБЕР ЕАПТЕКА теперь работает в Тольятти
04.02.22 17:13

02.12.20 ОЭЗ «Тольятти» в тройке лучших особых экономических зон страны
19.11.20 В Тольятти развивается уникальное производство обеззараживателей воздуха
30.09.20 Какие валюты можно купить в банках Тольятти
23.09.20 В Тольятти дан старт началу строительства железнодорожной ветки к Особой экономической зоне
НОВОСТИ ТОЛЬЯТТИ
Библиотека нового поколения открылась в Тольятти Библиотека нового поколения открылась в Тольятти
28.09.22 13:15

17.06.22 Компания «Феррони» построит в Тольятти новую школу
04.02.22 СБЕР ЕАПТЕКА теперь работает в Тольятти
11.01.22 Часть новой набережной в Тольятти откроют в 2022 году
08.09.21 В Тольятти благоустраивают дворы


© 2007 - 2024
ООО«СвязьКонсалт»
18 мая 9:43

18+

Новости Тольятти - хроника городских событий. Общество, политика, экономика, культура, спорт - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями Тольятти.